ЗАДАНИЕ «РЕФЛЕКСИВНАЯ САМООЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (О. А. Карабанова)
Цель: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».
Возраст: 10 – 15 лет.
Учебные дисциплины: любые гуманитарные (русский язык, литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).
Форма выполнения задания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагают в свободной форме письменно ответить на вопросы:
- Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
- Считаешь ли ты себя хорошим учеником?
- Если нет, то чем ты отличаешься от хорошего ученика?
- Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я хороший ученик»?
Критерии оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).
Уровни рефлексивной самооценки:
- Низкий – называет только одну сферу школьной жизни.
- Ниже среднего – называет две сферы школьной жизни.
- Средний – называет более двух сфер школьной жизни.
- Высокий – даёт адекватное определение отличий Я от хорошего ученика.
Уровни оценивания:
- Низкий – называет только успеваемость.
- Средний – называет успеваемость и поведение.
- Высокий – даёт характеристику по нескольким сферам; даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»;
1 – нет ответа; 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.