ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ Р. ДАЙМОНДА – К. РОДЖЕРСА

Источник: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.

 

Обоснование для выбора методики

Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.

Описание методики

Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.

Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.

Процедура проведения

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.

Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;

«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» – не решаюсь отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Текст опросника

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц.

противоположного пола.

  1. Свои обещания выполняет всегда.
  2. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  3. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
  4. В своих неудачах винит себя.
  5. Человек ответственный, на него можно положиться.
  6. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  7. На многое смотрит глазами сверстников.
  8. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  9. Собственных убеждений и правил не хватает.
  10. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  11. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  12. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  13. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  14. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  15. Люди, как правило, ему нравятся.
  16. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  17. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  18. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  19. С окружающими обычно ладит.
  20. Всего труднее бороться с самим собой.
  21. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
  22. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  23. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  24. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  25. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  26. Человек стеснительный, легко тушуется.
  27. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  28. В душе чувствует превосходство над другими.
  29. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  30. Боится того, что подумают о нем другие.
  31. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  32. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  33. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  34. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  35. Себя просто недостаточно ценит.
  36. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  37. Относится к себе в целом хорошо.
  38. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  39. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  40. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  41. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
  42. Доволен собой.
  43. Невезучий.
  44. Человек приятный, располагающий к себе.
  45. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  46. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  47. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх перед провалом: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
  48. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  49. Умеет упорно работать.
  50. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  51. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  52. Всегда говорит только правду.
  53. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  54. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  55. Чувствует неуверенность в себе.
  56. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  57. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  58. Человек толковый, любит размышлять.
  59. Иной раз любит прихвастнуть.
  60. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  61. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  62. Никогда не опаздывает.
  63. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  64. Выделяется среди других.
  65. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  66. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  67. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  68. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  69. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  70. Беспокоится, что юноши (девушки) слишком занимают ее (его) мысли.
  71. Все свои привычки считает хорошими.

Обработка и интерпретация результатов методики

В соответствии с ключом (см. ниже) по каждому показателю (фактору) суммируются баллы, которые соотносятся с нормативными показателями, задающими диапазон зоны неопределенности для данного фактора.

Ключ.

Ключ к тесту смотрите в таблице.

Таблица

Ключ к тесту «Опросник социально-психологической адаптации

Р. Даймонда – К. Роджерса»

 

  Показатели Номера высказываний Нормы
1 a Адаптивность 4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 (68-170)

68-136

b Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 (68-170)

68-136

2 a Лживость – 34, 45, 48, 81, 89 (18-45)

18-36

b + 8, 82, 92, 101 (18-45)

18-36

3 a Приятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 (22-52)

22-42

b Неприятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 (14-35)

14-28

4 a Приятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 (12-30)

12-24

b Неприятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 (14-35)

14-28

5 a Эмоциональный

комфорт

23, 29, 41, 44, 47, 78 (14-35)

14-28

b Эмоциональный

дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85 (14-35)

14-28

6 a Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 (26-65)

26-52

b Внешний контроль 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 (18-45)

18-36

7 a Доминирование 58, 61, 66 (6-15)

6-12

b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12-30)

12-24

8 Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 (10-25)

10-20

Примечание. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.

Описание шкал опросника СПА

Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей.

Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь.

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами.

Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.

Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.

Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.

Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + восемнадцать =