Творчество поэтов-самоубийц отличается частотой употребления личного местоимения первого лица и другими лингвистическими особенностями — таковы выводы американских психологов. Они основаны на результатах компьютерного анализа нескольких сотен текстов.

Творчество поэтов-самоубийц отличается частотой употребления личного местоимения первого лица и другими лингвистическими особенностями — таковы выводы американских психологов. Они основаны на результатах компьютерного анализа нескольких сотен текстов.

Профессор психологии Техасского университета Джеймс Пеннебэйкер и аспирант Университета Пенсильвании Шэннон Уитсли Стирман сравнили 156 стихотворений, написанных девятью покончившими жизнь самоубийством поэтами, со 135 стихотворениями, которые вышли из-под пера девяти поэтов, самоубийств не совершавших. „Слова, которыми мы пользуемся, особенно те, которые зачастую кажутся ничего не значащими, на самом деле говорят многое и о наших мыслях, и о том, что мы собой представляем“, — сказал профессор Пеннебэйкер. Главным в своем основанном на статистике открытии он считает то, что у специалистов появляется возможность различать особенности душевного здоровья людей по языку, которым они пользуются.

Группы анализируемых поэтов формировались по их максимальной близости друг другу с учётом таких факторов, как национальность, эпоха, образование и пол, и все поэты были американцами, британцами или русскими. Среди последних — Сергей Есенин и Владимир Маяковский, в контрольной — несуицидной группе — Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Оказалось, что поэты, покончившие жизнь самоубийством, чаще других используют формы местоимения первого лица, но единственного числа — „я“, „мне“, „меня“, и гораздо реже, чем поэты без суицидальных наклонностей, они употребляют местоимения первого лица множественного числа — то есть слова „мы“, „нам“ и так далее. В общем, учёные говорят, что поэтов-самоубийц привлекают слова, благодаря которым они могут показать отстранённость от остального мира и погружённость в свой собственный. Самым значимым словом для них является слово „я“, которое они используют неизмеримо чаще других слов и чаще, чем это делают другие люди.

Кроме того, суицидальные поэты почти не употребляют такие слова, как „беседа“, „разговор“, „слушать“, „делить“ и „делиться“. В их творчестве часто встречаются слова о смерти, но в то же время глаголы, ассоциирующиеся с сильными эмоциями как отрицательными, например, „ненавидеть“, так и с положительными — „любить“, используются одинаково обеими группами поэтов.

В прежнем исследовании Пеннебэйкера было обнаружено, что частота самоубийств у поэтов значительно выше, чем у прозаиков и обычных людей, и что поэты особенно подвержены депрессиям, перепадам настроений — тому, что называется маниакально-депрессивным психозом. Выявленные сейчас речевые особенности стихотворцев являются, по мнению ученого, „лингвистическими предсказателями самоубийства“ ныне живущих поэтов, однако если вы поэт и часто используете слово „я“ — это не значит, что вас ждёт суицид, это лишь знак повышенного риска, как считает техасский профессор.

Источник: http://vk.cc/36tmrK

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + 16 =