Целенаправленность
Целенаправленность человека выражается в идейной целеустремленности его поведения, в том, что мотивы, побуждающие его к деятельности, вытекают из главных, руководящих идей, которые становятся основной целью его жизни.
У человека, отличающегося целеустремленностью, отдельные частные цели поведения вытекают из основных и контролируются ими. Целеустремленность всегда предполагает наличие у человека твердых принципов поведения и неуклонное проведение в жизнь своих убеждений.
Принципы, которыми руководствуется в своем поведении целеустремленный человек, имеют характер и силу личных убеждений. Это не вообще идеальные, хорошие принципы высказанные когда-то гениальными людьми, а «его» принципы, в справедливости которых он убежден и за которые именно он сам готов бороться до конца.
Главными средствами воспитания идейной целеустремленности являются:
- Правильно поставленное умственное образование.
- Использование в целях воспитания ярких положительных примеров.
- Вовлечение воспитанников в непосредственную практическую трудовую и общественную деятельность, связанную с проведением в жизнь этих высоких принципов.
Одним из основных вопросов воспитания идейной целеустремленности является выработка у учащихся устойчивой системы целей как руководящей основы их поведения. Конечно, в процессе жизни эти цели могут развиваться дальше, уточняться и усложняться. Однако общая линия их развития, должна быть заложена уже в школе.
Органическую часть учебно-воспитательной работы по формированию идейной целенаправленности учащихся составляет общественно полезная деятельность. Высокие идеалы могут оказать сильное влияние на развитие действенного мировоззрения, когда они связываются с активной общественной деятельностью самих учащихся.