Рисуночный психологический тест «Человек»

Психологический тест «Человек» специалисты часто используют как в повседевной практике, так и в процессе тестирования будущих первоклассников. Его разработал К. Маховер в 1946г. на основе теста Гудинаф–Харриса «Нарисуй человека».

Инструкция: «Нарисуй человека» (любого, как хочешь). Важно обращать внимание на то, какие детали человек стирает или обводит несколько раз — это так называемые «проблемные зоны».

Материалы: лист А4 (обычно располагают вертикально) и простой карандаш средней мягкости (М или 2М). Резинку специально не предлагают, но дают по просьбе рисующего.

Вопросы после завершения рисунка:

1. Кто этот человек? Сколько ему лет?

2. Что он делает на этом рисунке? Где он находится?

3. Чем он занимается (учится, работает)?

4. Что он любит и что не любит?

5. Есть ли у него семья, друзья, враги?

6. О чем он мечтает?

7. Тебе он нравится? Что бы ты хотел в нем изменить?

Рисуночный психологический тест «Человек»: интерпретация
1. Представление о себе (Я-концепция)

Размер фигуры и расположение в пространстве (общие правила для интерпретации рисунков):

• человек расположен в центре листа и занимает примерно 2/3 страницы — адекватная самооценка;

• маленькая фигура (меньше 1/3 страницы) ниже средней линии — заниженная самооценка, неуверенность в себе, сниженное настроение;

• маленькая, но выше средней линии — компенсаторно завышенная самооценка, сниженное настроение;

• огромная (больше 3/4 страницы) — завышенная самооценка, эгоцентризм, тревога.

Фигура смещена влево — человек ориентирован на прошлое («живет воспоминаниями»), вправо — на будущее («живет мечтами и надеждами»), находится в центре — на настоящее («здесь и сейчас»).

Фигура неустойчива, наклонена в сторону — неуверенность; стоит устойчиво, на какой-либо линии — уверенность, «твёрдо стоит на ногах».

Изображен человек своего пола — адекватная полоролевая идентификация. Противоположного пола — существует очень значимый, подавляющий человек или косвенный признак гомосексуализма.

Рассказ о нарисованном человеке отражает существующее или желаемое положение рисующего. Соответственно, интерпретация ответа «у него много друзей» будет «достаточно социальных контактов» или «не хватает социальных контактов». Как отличить? Если какая-то деталь подчеркивается или игнорируется, это указывает на трудности в этой сфере: «У него ОЧЕНЬ много друзей» или «Насчет друзей не знаю». Особенное внимание уделите вопросам № 6 и 7 — ответы на них отражают истинные волнения и переживания рисующего.

• Голова — сфера мышления и отношения к себе. Соотношение пропорций головы и тела указывает на соотношение духовоного и физического в человеке.

• Руки — символ взаимодействия с окружающим миром, общения с другими людьми. Если руки спрятаны, прижаты к телу, плохо прорисованы — общение затруднено.

• Ноги — ощущение собственного положения в мире: устойчивого и прочного или шаткого и слабого.

• Украшения, ресницы, прическа — артистичность, демонстративность, желание быть в центер снимания.

2. Образ тела человека

Рисунок отражает представление о человеческом теле, поэтому «проблемные зоны» будут нарисованы с напряжением (сильный нажим, стирания, множественные линии), пропущены (только намечены) или выглядеть странно, неадекватно. Например:

• на лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
• нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
• нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
• нет туловища или туловище в виде палочки.
• нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
• нисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
• нет ступней.
• нет одежды и нет никаких половых признаков.
• голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
• подчеркнуты половые признаки или половые органы.

Признаки психической патологии:

• части тела отделены от туловища (не соединены с ним),
• в тело человека встроены неживые предметы (соединение живого с неживым),
• изображен не человек (робот, монстр и т.д.),
• полное стирание или закрашивание лица или всей фигуры,
• прозрачные детали (сквозь одну видно другую) (до 6 лет — нормально),
• нарисованы внутренние органы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 18 =