Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я концепции и самоотношения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 9–10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».
Критерии оценивания:
- Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
- Обобщенность – степень обобщенности суждений характеристик «Я».
- Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.
Уровни оценивания:
Дифференцированность
- 1–2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.
- 3–5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
- От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.
Обобщенность
- Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
- Совмещение категорий 1-й и 3-й.
- Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).
Самоотношение
Низкий уровень – Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
Средний уровень – Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).
Высокий уровень – Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).