ДЕТСКАЯ МЕТОДИКА «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (вариант В. Михала)

Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса-Леви для детей. Тест относится к методикам дополнения и отчасти — к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Инструкция.
— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.
— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
— Каждое утро…
— А ты продолжаешь.

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если вам показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:
— Многое отдал бы за то, чтобы я…

Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Незаконченные предложения
3. Мы любим маму, а.…
15. Я думал, что мама чаще всего…
7. Отцы иногда…
9. Чтобы наш папа…
5. Мой брат (сестра)…
11. Если бы мой брат (сестра)…
2. Ребенок в семье…
10. Мои близкие думают обо мне, что я…
4. Бываем среди детей, но…
8. Дети, с которыми я играю…
12. Мои друзья меня часто…
23. Мой учитель (учительница, учителя)…
16. Если бы не было школы…
18. Когда думаю о школе, то…
1. Я думаю, что людей больше…
6. Я достаточно ловкий, чтобы…
21. Я самый слабый…
13. Я хочу, чтобы у меня не было…
17. Я весь трясусь, когда…
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
20. Был бы очень счастлив, если бы я…
24. Всегда мечтаю…
14. Больной ребенок…

 

Обработка и интерпретация результатов
Интерпретация.

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности.

Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности.

Рекомендуется ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения, 0 балла – нарушения не выявлены).
Уровни:

– 36-48 баллов — серьезные нарушения, требующие психотерапии -ВЫСОКИЙ

– 19-35 баллов — умеренные нарушения,– СРЕДНИЙ

– 0-18 балла – нарушения не выявлены) – НИЗКИЙ

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я…» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:
а) отношение к матери — 3, 15;
б) отношение к отцу — 7,9;
в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11;
г) отношение к семье — 2, 10;
д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12;
е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18;
ж) отношение к людям в целом — 1;
з) отношение к собственным способностям — 6, 21;
и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;
к) отношение к болезни — 14;
л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 4 =