Адаптация учащихся 5-х классов

Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов

    • Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
    • Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
    • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
    • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
    • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
    • Будьте с детьми вежливыми.
    • Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
    • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
    • Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
    • Вызывая  к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа.
    • Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
    • Вызвав ребёнка к доске,  дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
    • Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
    • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
    • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке)— это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
    • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из
    • одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
    • Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
    • Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ-ПРЕДМЕТНИКАМ

 

    • Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
    • Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровняподготовки ученика, гигиенических требований возраста.
    • Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
    • Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
    • На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единыетребования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
    • Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
    • Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
    • Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
    • Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машус Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
    • Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признатьсвои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
    • Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
    • Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
    • Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ,справился» и т. д.).
    • Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
    • Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
    • Не допускайте педагогического манипулирования.
    • В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
    • Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
    • Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
    • Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ 5-Х КЛАССОВ

Классный руководитель очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.

  • Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
  • Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
  • На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
  • Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
  • Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
  • Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
  • Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =