Возрастные особенности психического развития детей 4-го года жизни

Одной из особенностей психологического портрета ребенка 4-го года жизни является «кризис 3-х лет». Общаться с детьми нелегко, так как намерения ребенка приобретают настойчивое «Хочу!» или безапелляционное «Не буду!» Ребенок начинает воспринимать себя, как самостоятельного, отдельного от других (и от любимого взрослого) человека, он имеет право на уважение к себе и своим намерениям.

Взрослым необходимо учиться без нажима, физического принуждения переориентировать «капризничающего» малыша на что-то другое, рассказать ему, как интересно куда-то сходить (что-то посмотреть, найти и т.д.).

Источник развития и расширения кругозора детей – непосредственные наблюдения (в д/с, за его пределами). Способность наблюдать, делать простейшие выводы у ребенка четвертого года жизни становятся совершеннее.

Четвертый год жизни важен для дальнейшего становления отношения ребенка к себе. Выражается в удовлетворении от собственных достижений, одобренных взрослыми. Необходимо формировать способность критически относиться к своим поступкам.

Процессы памяти остаются непроизвольными, но дети успешно запоминают то, что им понравилось. Способность ребенка управлять своим вниманием очень невелика. Речь остается ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Предметы и явления воспринимаются целостно.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами только начинают формироваться.

Развивается изобразительная деятельность. Графические образы бедны. Дети используют цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка, аппликация. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, дифференцируют предметы по величине, ориентируются в пространстве группы, детского сада.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Могут наблюдаться устойчивые, избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; поведение ребенка еще ситуативное. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку логопеда, воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + шестнадцать =