Воспитание темперамента

Тип нервной системы человека в основном обусловлен врожденными ее особенностями (генотипом). Однако он не остается неизменным. В процессе жизни, под влиянием воздействий среды, в результате воспитания и упражнений происходит значительное изменение и даже перестройка врожденного типа нервной системы, превращение генотипа в фенотип. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.

«Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы,— говорил И. П. Павлов,— но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство — высочайшая пластичность».

Педагогический опыт показывает большую изменчивость особенностей темперамента под влиянием воспитания, обусловленную всем ходом не только физического, но и психического развития. В связи с этим задача воспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развить у школьника положительные черты и приучить его сдерживать отрицательные проявления темперамента: излишнюю подвижность, если она не оправдана обстоятельствами, слишком большую возбудимость, чрезмерную вялость и т. д.

Воспитание темперамента связано с формированием волевых черт характера человека. Основной путь воспитания темперамента заключается в развитии морально-волевых черт личности, которые позволяют человеку владеть своим поведением. Только научившись сознательно управлять своим поведением, человек может выработать у себя и положительные черты темперамента. Например, в процессе воспитания воли энергия, свойственная людям холерического темперамента, направляется не на суетливые действия, а на борьбу с трудностями по пути к определенной серьезной цели.

Воспитание темперамента всегда состоит в преодолении его отрицательных и в укреплении положительных черт. Путем воспитания можно преодолеть, например, свойственную некоторым флегматикам леность и безразличие к окружающему или поверхностное отношение к делу у сангвиников.

При воспитании темперамента необходимо учитывать его особенности. Например, у холерика надо развивать сдержанность, у флегматика — подвижность, у сангвиника — усидчивость, у меланхолика — общительность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + девять =