Клуб интеллектуалов: Эссе Николаса Карра об «оперативной памяти» человеческого мозга

Клуб интеллектуалов: Эссе Николаса Карра об «оперативной памяти» человеческого мозга

Когнитивная нагрузка
Вы растянулись на диване в гостиной и смотрите новый эпизод сериала на YouTube, когда вдруг осознаёте, что на кухне вас ждёт неотложное дело. Вы встаёте, идёте на кухню, а затем — пуф! — вы не понимаете, зачем вообще сюда пришли. Секундный ступор, и вы, пожав плечами, водружаетесь обратно на диван.

—————

Такие провалы в памяти случаются настолько часто, что мы не уделяем им внимания. Мы списываем их на рассеянность, а став старше — на маразм. Но эти случаи указывают на фундаментальное ограничение нашего мозга: крошечный размер нашей оперативной памяти. Оперативная память или, как её называют исследователи мозга, краткосрочная, — это место, где находится содержание нашего сознания в данный момент, все впечатления и мысли, появляющиеся у нас в течение дня. В 1950 году психолог из Принстона Джордж Миллер сделал известное наблюдение, что наш мозг может удерживать только около семи блоков информации одновременно.

Даже эта цифра может оказаться слишком высокой. Некоторые исследователи мозга сейчас полагают, что рабочая память имеет ёмкость только в три или четыре элемента. Количество информации, поступающей в наше сознание в данный момент, называется когнитивной нагрузкой. Когда наша когнитивная нагрузка превышает возможности нашей оперативной памяти, наши интеллектуальные способности резко падают.

!наш мозг может удерживать только около семи блоков информации одновременно!

Информация обрабатывается в мозгу так быстро, что мы никогда не сможем контролировать этот процесс полностью. (Именно поэтому мы не можем вспомнить, зачем мы пошли на кухню.) Информация исчезает прежде, чем мы получаем возможность переместить её в долговременную память и сформировать знание о ней. Мы запоминаем меньше, и наша способность мыслить критически ослабевает. Кроме того, перегруженная рабочая память увеличивает нашу рассеянность. Ведь, как отметил невролог Торкел Клингберг: «Мы должны помнить, о чём конкретно мы думаем в данный момент». Достаточно потерять концентрацию — и вы обнаружите, что вас отвлекает буквально всё.

!Информация исчезает прежде, чем мы получаем возможность переместить её в долговременную память и сформировать знание о ней.!

Учёные, изучающие психологию развития, и исследователи образования уже давно используют понятие когнитивной нагрузки в разработке и использовании педагогических технологий. Они знают, что когда вы быстро даёте студенту слишком много информации, понимание снижается и обучение перестаёт быть эффективным. Но теперь, когда все мы, благодаря невероятной скорости и объёму современных средств связи, буквально затоплены информацией, каждому было бы полезно знать о когнитивной нагрузке и как она влияет на память и мышление. Чем больше известно нам о том, насколько мала наша оперативная память, тем лучше мы сможем контролировать и управлять своей познавательной нагрузкой. Мы станем более искусны в управлении окружающими нас потоками информации.

!все мы, благодаря невероятной скорости и объёму современных средств связи, буквально затоплены информацией!

Есть моменты, когда вы хотите получить как можно больше информации. Появляющееся в процессе ощущение информационного насыщения может быть очень приятным. Но важно помнить, что когда речь идёт о работе мозга, то информационная перегрузка — это не просто метафора, а физическое состояние. Если вы погружаетесь в детали важной и сложной интеллектуальной задачи или хотите насладиться глубокой и продолжительной беседой, лучше снизить поток лишней информации до минимума.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =