Какие стереотипы лежат в основе расовой дискриминации?

Какие стереотипы лежат в основе расовой дискриминации?

Расовый вопрос был и остается одним из самых острых в политике. Зачастую происходят неприятные события, которые подогревают интерес ученых к тому, почему столько усилий, направленных на создание более реалистичного образа белых и афроамериканцев, так и не принесли заметных результатов.
Американские исследователи решили ответить на этот вопрос и пришли к неожиданному выводу — потому что расовые стереотипы, на самом деле, имеют мало чего общего с расой.

Для того, чтобы доказать это, Стивен Нейберг, профессор психологии Университета штата Аризона, и два аспиранта с того же факультета психологии, Кила Уильмс и Оливер Снэг, провели серию экспериментов, исследующих как мы относимся к тем, кто живет в бедной на ресурсы и непредсказуемой («безнадежной») среде, и тем, чья среда пропитана стабильностью и богата на возможности («благонадежная» среда).

Ранние исследования показали, что эти факторы (ресурсы и предсказуемость) шлифуют поведение людей, проживающих в соответствующей среде, изменяя предпочтение тех или иных поведенческих стратегий. Безнадежные условия чаще поощряют «быстрое», сиюминутное поведение, в то время как в благонадежной среде люди отдают предпочтение «медленным», ориентированным на будущее, действиям.

Ученые предположили: если экология действительно может менять наше поведение, то внешние наблюдатели могут использовать ее как зацепку для предсказания того, как выходец из этой экологии будет думать и вести себя.

Это удалось подтвердить экспериментально — люди действительно считали, что проживающие в безнадежной среде склонны быть более импульсивными, вести беспорядочную сексуальную жизнь, быть более конфликтными и меньше беспокоиться о своем образовании и детях.
Но действительно ли это релевантно к вопросу расовых стереотипов? Кила Уильямс комментирует в пресс-релизе:
«В США раса и экология, зачастую, идут рука об руку — белые склонны проживать в более благонадежных условиях, а черным чаще сопутствует безнадежная экология. Мы предположили, что люди могут использовать информацию о расе в качестве отправной точки для информации об экологии».

Чтобы оценить взаимосвязь между стереотипами о расе и экологии, исследователи сопоставили стереотипы испытуемых о безнадежной или благонадежной среде (без какой-либо информации о расе) и стереотипы о белых и черных (без указаний на экологию). Как оказалось, они идентичны — стереотипы о черных практически совпадают со стереотипами о тех, кто живет в безнадежных условиях; для белых картина, соответственно, совпадает с представлениями о благонадежной среде.

Уильямс рассказывает:
«Тем не менее, если предоставить участникам эксперимента информацию и о расе, и о среде, их выводы будут отражать представления об экологии, а не расе. Как оказалось, представления респондентов о черных и белых из благонадежной среды мало чем отличаются; то же самое обнаруживается, если сопоставить стереотипы о черных и белых, живущих в «безнадежных» условиях».

Исследователи обращают внимание на то, что эти результаты не стоит толковать как доказательство того, что раса неважна или того, что стереотипы о проживающих в плохих для развития условиях являются единственным источником предрассудков касательно афроамериканцев.

Уильямс:
«Стереотипы касательно определенных групп людей, зачастую, ведут к негативным предрассудкам и дискриминации по отношению представителям этой группы. Если мы поймем как возникают и поддерживаются стереотипы в Америке, то сможем разработать более эффективные стратегии по снижению расовой дискриминации».

Ученые считают, что стереотипы (представления о том, как другие люди думают и будут вести себя) возникают в следствие неправильной оценки взаимосвязи между событиями (феномен иллюзорной корреляции). Как показывают исследования, стереотипы могут быть изменены при помощи простого смещения акцента на противоречащую ему информацию. Часто используемые в масс-медиа «развеивания мифов», как правило, лишь укрепляют предубеждения и формируют негативную установку по отношению к «развеивателям». Так, среди верующих американцев распространено восприятие атеистов как очень злых людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × один =