Демонстративный, педантичный и застревающий


.

Штрихи и акценты (авторский блог)
9 июн 2017 в 17:09

Демонстративный, педантичный и застревающий

В прошлой статье, обсуждая проблему пользы психологических типов на практике, я кратко описал несколько акцентуаций темперамента по К. Леонгарду. В этот раз я намерен обрисовать три акцентуации характера. Думаю, этого будет достаточно для наших целей.

Демонстративный тип

Мы все не раз встречали людей, которые всё делают напоказ. Но это не значит, что все они обладают демонстративной акцентуацией. Подобный тип характера не так просто определить, как это может показаться. Всё потому, что демонстративный тип обладает рядом качеств, которые позволяют ему преподносить себя в наилучшем свете. Человек с этой акцентуацией хорошо подстраивается под ситуацию и под других людей – если ему это выгодно. Люди с подобным характером общительны, могут быть очень внимательными и услужливыми. Они умеют притворяться, играть нужную роль.

Главной чертой данного типа является способность к вытеснению отягощающих их воспоминаний, мыслей, чувств (большинство из нас может позавидовать этой способности!). Благодаря сверхразвитому вытеснению, таких людей не особо мучает совесть, поэтому лгать им удаётся на славу. Часто они и сами верят в свою ложь.
Но всё же есть немало признаков, по которым можно увидеть эту акцентуацию. В их поведении всё равно будет нечто показушное. Не зря же такой характер называется демонстративным. Их жесты, мимика, интонации имеют склонность к преувеличению. В поведении можно усмотреть тщеславие, самонадеянность, бахвальство. В общем, такие люди – актёры по жизни. И нередко они признаются в наличии данной способности.

Люди с демонстративным характером часто лгут, не подготавливаясь, поэтому разговор с упором на факты также может их выдать. Из популярных киногероев вспомнился Джокер из фильма К. Нолана «Темный рыцарь». Ему, наверное, вполне можно приписать подобную акцентуацию, хотя, конечно, там уже не акцентуация, а психопатия. Но демонстративные черты показаны довольно ярко, да и образ довольно запоминающийся.

Демонстративная акцентуация, как и любая другая, может работать на личность, а может и разрушать её. Всё зависит от жизненных обстоятельств и, конечно, от самого человека. К примеру, если вы обнаружили такой характер, скажем, у своей второй половины, то позаботьтесь, чтобы эти артистические способности были направлены в полезное русло (работа, хобби). Иначе есть риск, что ваш дом превратится в маленький театр, где вы будете одновременно единственным зрителем и главным злодеем импровизированных сцен несостоявшегося актёра.

Педантичный тип

Демонстративная личность забывает всё то, что не хочет помнить (сверхразвитый механизм вытеснения). Педантичный же тип личности наоборот не может себе позволить забыть или не брать во внимание отягощающие его мысли. То есть тот же механизм вытеснения у них слаборазвит. Отсюда и риск мысленно зациклиться на какой-нибудь ситуации, которая в реальности не несёт никакой опасности. Однако человек с педантичной акцентуацией будет, как говорят, высасывать проблему из пальца. К примеру, такой человек всегда закрывает квартиру, выключает бытовые приборы из электросети и газ, но каждый раз, не имея никаких объективных на то причин, начинает беспокоиться – всё ли он выключил, закрыл ли он дверь.

Слаборазвитое вытеснение приводит к постоянным сомнениям и нерешительности. Как следствие – постоянные проверки, самопроверки, самокопание. Всё это приводят к рассеиванию сил и потери времени.

Но мешает жить такая акцентуация тогда, когда она переходит грань нормы. В наихудшем проявлении ей соответствует анакастическая психопатия. А в пределах нормы педантическая акцентуация даёт даже некоторые преимущества. Такие люди на работе и личной жизни проявляют большую ответственность и добросовестность. Для них гораздо больше, чем окружающим в среднем важна основательность, порядок и законченность в делах и жизни. Про них вполне можно сказать, что они перфекцианисты. Они сверхакуратны, дисциплинированны.

В общем, все проблемы такого психологического типа начинаются тогда, когда акцентуация либо вышла за пределы нормы, либо это уже анакастическая психопатия. А это подразумевает и навязчивые представления, и навязчивые страхи, и ипохондрические состояния. А также возможность развития неврозов навязчивого состояния.

Довольно запоминающимся персонажем с чрезмерно навязчивыми состояниями – главный герой фильма М. Скорсезе «Авиатор» Говард Хьюз. Там, конечно, больше показаны его неврозы, а не признаки акцентуации. В деловых вопросах главный герой был довольно решителен и рискован. Но в том и дело, что человек, развиваясь и работая над собой, может серьёзно компенсировать недостатки той или иной акцентуации – они не есть приговор.

Педантичный тип, чья акцентуация в пределах нормы, хороший работник. Ему без проблем можно поручить ответственные задания, и он постарается оправдать ожидания. Но если акцентуация за пределами нормы, то сомнения и тревоги по поводу порученного ему дела могут просто раздавить такого человека. Не стоит ожидать, что он только из-за строгого требования со стороны начальства или команды изменит свои модели поведения.

Застревающий тип

Гнев, обида, страх да и другие чувства, обычно, когда им дают выход – довольно быстро проходят. Если же чувства не находят выхода, то на убыль идут гораздо медленнее. Наверняка каждый замечал это за собой. Но у застревающего типа личности чувство, охватившее его, держится гораздо дольше. Даже спустя не малое время застревающий тип, вспомнив болезненную ситуацию, вновь начинает переживать это чувство.

В основе этой акцентуации так называемая паталогическая стойкость аффекта. Но не на всех чувствах «застревает» подобная личность. Как пишет К. Леонград «…застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности». То есть «застревают» чувства, связанные с его «я» – оскорбление, задетое самолюбие, обида. Даже когда они возмущаются общественной несправедливостью, есть немалая вероятность, что главная проблема – чувство несправедливости по отношению к их собственному я. А беспокойство об обществе – лишь ширма.

Обычный человек может пропустить мимо ушей ту или иную язвительную остроту, а вот застревающая личность скорей всего расценит это как значительный моральный ущерб. Чувство оскорблённого достоинства может мучать его весь день. Именно про таких людей говорят, что они злопамятны, обидчивы, чувствительны, мстительны, легкоуязвимы.

В забавном фильме «От заката и до рассвета» есть такая сцена: когда вся «дружная» компания подходит к барной стойке, бармен начинает вести себя несколько высокомерно и агрессивно по отношению к герою Дж. Клуни. Вроде после всех злоключений – это пустяк, но герой задет не на шутку. Бывший пастор прилагает немало эмоциональных усилий, чтобы сбить героя с состояния оскорблённого самолюбия, в которое он впал. Переключить его на другое. Опять же — это не значит, что персонаж — застревающий тип, но его поведение в некоторых ситуациях похоже на присутствие акцентуации.

В случае успеха у таких людей можно наблюдать заносчивость, самонадеянность, самоуверенность. Ещё одно ключевое качество данного психотипа – необоснованная подозрительность. Это качество очень укоренено в застревающем характере. Следовательно, недоверие распространяется на самые разные сферы отношений.

Но есть и немало положительного в этом типе личности. По словам Леонграда «Истерики могут быть довольны собой без видимой причины, паранойяльным личностям нужно завоевать реальное признание». Честолюбие у таких людей – настоящая движущая сила. Им свойственно упорство. Они могут последовательно и чётко преследовать свою цель.

Если вы, к примеру, обнаружили черты застревающей личности у своего коллеги, то на всякий случай подумайте, стоит ли его лишний раз задевать. Ведь вполне возможно, что то, что вы благодаря лёгкому нраву пропустите между ушей, застревающий тип воспримет как оскорбление. А в дальнейшем и вовсе удивит вас своей вроде бы беспричинной враждебностью.

В общем, что можно сказать в итоге? Хорошие книги о психологических типах учат лучше разбираться в людях. Как и художественная литература. Не зря же вторая часть книги К. Леонграда посвящена разбору акцентуаций и их соотношений на примере персонажей из художественной литературы. А разбираться и понимать людей полезно и в жизни, и в бизнесе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 8 =