Адаптация
Приложение 1
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
- Изучение внутренней позиции школьника
- Тебе нравится в школе? Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?
- Какая у тебя учительница? Она тебе нравится?
- Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
- Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
- Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?
- Во время игры в школу, что у нас было бы длиннее: перемена или урок?
- У тебя есть друзья среди одноклассников?
- Изучение учебной мотивации
Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки (см. приложение 4), а ты слушай меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис. а). Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. б). Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. в). Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. г). Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь» (рис. д). Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (рис. е).
- Кто из них, по-твоему, прав? Почему?
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
- С кем из них ты хотел бы дружить? Почему?
Мотивы: внешний (а), учебный (б), игровой (в), позиционный (г), социальный (д), мотив — оценка (е).
- Исследование адаптации методом Люшера
Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.
Инструкция
- Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.
- А дома в выходные дни?
- На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?
- А когда отвечаешь у доски?
- А перед контрольной или проверочной работой?
- Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?
- Когда с учителем разговариваешь?
А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).
- Изучение школьной тревожности
Инструкция. Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо.
- Изучение умственного развития
Инструкция. Нарисуй, пожалуйста, человека так, как ты можешь и умеешь.
Приложение 2
ПРОТОКОЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Ф.И. учащегося ______________________________________Возраст _____ класс ______
Особенности поведения________________________________________________________
- Внутренняя позиция школьника
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- Изучение учебной мотивации
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- Исследование адаптации методом Люшера
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- Изучение школьной тревожности
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
10.___________________________________________________________________________
11.___________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________
- Изучение умственного развития
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
Общий балл _____________________________________________________________________________
Дата обследования «___»___________ 201_г. Педагог-психолог _____________________
Приложение 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ф.И. учащегося _________________________________Возраст________ класс ________
- Изучение внутренней позиции школьника
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Изучение учебной мотивации
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Исследование адаптации методом Люшера
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Изучение школьной тревожности
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Изучение умственного развития
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общий вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Педагог-психолог _____________________________________________________________